Русское и зарубежное искусство из собрания Радищевского музея

О проекте

В настоящее время Саратовский Радищевский музей обладает уникальной коллекцией русского и зарубежного искусства, которая насчитывает более 35 тысяч экспонатов и популярна в России и за ее пределами. Открывая поэтапную публикацию полного сводного каталога собрания, совершим небольшой экскурс в историю музея, познакомимся с основными вехами формирования его коллекций.

Более ста тридцати лет назад в Саратове произошло удивительное событие – для публики всех сословий был торжественно открыт первый в русской провинции общедоступный художественно-промышленный музей, богатство коллекций которого по-прежнему выделяет его из числа других региональных музеев России. Инициатором его создания стал Алексей Петрович Боголюбов, замечательный художник-пейзажист и патриот России.

Объясняя свое желание дать музею имя известного писателя и просветителя XVIII века, А. П. Боголюбов писал в автобиографической книге «Записки моряка-художника»: «Мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца». Сделать это по тем временам было непросто: имя «первого поборника освобождения крестьян» все еще было под официальным запретом. Боголюбов обратился за поддержкой к будущему императору Александру III, который одобрил имя Радищева, утвердил архитектурный проект музейного здания.

Горячая полемика по поводу открытия художественного музея в Саратове вылилась на страницы местной прессы: «У нас нет ни порядочных мостовых, ни школ, которые вполне удовлетворяли бы запросы населения, ни надлежаще и правильно организованной врачебной помощи, мы задыхаемся в пыли, не имеем освещения и т.д., а вы хотите затратить более 100 тыс. рублей на постройку здания для каких-то картинок», – писала газета «Саратовский листок».. Много лет минуло с тех пор, как бушевали страсти вокруг Радищевского музея, и мы теперь можем оценить дальновидность городских властей, все-таки изыскавших средства для его строительства.

Музейное здание было задумано и построено специально для размещения коллекций по образцу европейских музеев того времени. Оно было сооружено по проекту петербургского архитектора, профессора И. Штрома под наблюдением местного зодчего, автора многих городских построек, А. Салько.

И сейчас на центральной городской площади – Театральной – стоит краснокирпичное здание строгих форм с классическим фасадом и огромным световым фонарем. Его украшением является широкая ажурная чугунная лестница, отлитая на местном заводе А.В. Чирихиной, двумя маршами ведущая из светлого вестибюля в просторные залы, по-дворцовому роскошные, с высокими, украшенными лепниной, потолками.

Первая экспозиция музея, созданная самим А.П. Боголюбовым, включала около четырех тысяч предметов искусства, ранее, конечно, не виданных в таком количестве и разнообразии в провинциальном торговом городе. Это были картины и рисунки старых мастеров и современных авторов, скульптура, шпалеры, художественная мебель, коллекции стекла, фарфора, бронзы, монеты и медали, рукописи, книги. Как писал первый хранитель Радищевского музея А.Л. Кущ, «несомненно, что даже в первоначальном виде Радищевский музей представляет собою образцовое художественное хранилище в русской провинции».

Из запасников Императорского Эрмитажа в 1885 году по распоряжению Александра III музею были переданы произведения старых европейских мастеров. Среди этих поступлений – настоящие шедевры, достаточно назвать «Триумф Вакха» кисти Джорджо Вазари, ученика великого Микеланджело, разностороннего художника и известного писателя, автора «Жизнеописаний знаменитых художников, архитекторов и ваятелей». Отметим и принадлежавшую некогда императрице Жозефине Бонапарт картину «Чадолюбие» работы М.-А. Франческини, итальянского художника XVII века.

В основе собрания Саратовского Радищевского музея – частная коллекция его основателя Алексея Боголюбова. В ней преобладающее место занимали произведения его современников – известных русских и европейских художников, чаще всего, полученные в дар от самих авторов. Поэтому первоначально в залах музея русское искусство было «вписано» в контекст европейского, и картины передвижников И. Репина, И. Крамского, В. Поленова, И. Шишкина соседствовали с работами популярных французских и немецких художников: К. Коро, Ш. Добиньи, А. и О. Ахенбахов.

Благородное дело А.П. Боголюбова поддержали дарами Императорская Академия художеств, многие известные коллекционеры и общественные деятели: П.М. и С.М. Третьяковы, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, В.В. Стасов, А.Г. Рубинштейн; художники: Ф. А. Бронников, принесший в дар музею более сотни своих работ, Ф.С. Журавлев, А.А. Харламов, Л.С. Игорев. Уникальную ценность представляли подаренные потомками А.Н. Радищева фамильные портреты и другие семейные реликвии рода Радищевых. Личные вещи и автографы Ивана Тургенева передала музею Полина Виардо – в дореволюционной экспозиции эти экспонаты были собраны в так называемом «Тургеневском уголке».

Большое участие в создании музея принял старший брат Алексея Петровича Боголюбова Николай Петрович. Он, как и брат – профессиональный моряк, выпускник Морского кадетского корпуса в Петербурге, писатель-историк, автор первого путеводителя по Волге «Волга от Твери до Астрахани», много лет отдавший преподавательской деятельности. С самого начала Н.П. Боголюбов горячо поддержал идею создания художественного музея в Саратове.

В 1897 году по духовному завещанию основателя и пожизненного попечителя Радищевского музея А.П. Боголюбова поступили такие жемчужины музейной коллекции, как «Портрет Нади Репиной» И. Репина, «Русская деревня» В. Поленова. А также произведения художников гораздо менее известных – А. Беггрова, В. Сверчкова, К. Савицкого, И. Соколова, К. Трутовского, тех, с кем Боголюбова с юности связывали дружеские отношения.

Первая инвентарная книга Радищевского музея сохранила сотни фамилий как известных, так и неименитых дарителей, пожелавших внести посильный вклад в собрание музея: Б.А. и Ю.А. Шахматовы, П.А. Кривский, А.Н. Минх, член Императорского Московского археологического общества, и многие другие. Цельную коллекцию картин, рисунков, мебели, декоративно-прикладного искусства завещал М.Н. Галкин-Враский, саратовский губернатор в 1870-е годы, Почетный гражданин города, принявший самое деятельное участие в организации музея.

Благородная инициатива А.П. Боголюбова имела большой общественный резонанс, вслед за музеем в губернском Саратове открылись для широкой публики Третьяковская галерея в Москве и Музей императора Александра III в Петербурге, музеи в провинциальных русских городах. Возникновение Радищевского музея в Саратове стало примером для других городов Поволжья. В 1895 году был основан художественный музей в Казани, через год – в Нижнем Новгороде, затем – в Самаре (1897), Пензе (1898).

Последовательно осуществленный в Саратове А.П. Боголюбовым проект культурного образования и просвещения народа заключался в соединении городских музеев и художественно-промышленных школ и училищ. Всего несколько месяцев не дожил основатель музея до открытия в 1897 году рисовального училища, названного в его честь. Боголюбовская рисовальная школа, в которой одновременно занималось около 250 учеников, готовила к выполнению прикладных задач искусства. В классах учащиеся не только писали этюды, ри¬совали орнаменты и гипсовые слепки, но и занимались лепкой, резьбой по дереву, чеканкой по металлу.

Уже в начале XX века можно было увидеть след огромного культурного впечатления, которое произвел Радищевский музей на местную художественную жизнь в лице целой группы художников, известных под именем «саратовской школы». Благодаря созданию музея, а потом и Боголюбовского рисовального училища, в русское искусство пришла блестящая плеяда художников-саратовцев – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев, Александр Савинов.

Следующим важным этапом комплектования Радищевского музея стали поступления 1920-х годов из национализированных коллекций и усадеб. Именно тогда в собрание пришли великолепные портреты кисти и признанных русских мастеров – Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, и неизвестных художников, отличающиеся глубиной психологической характеристики, сложностью и тонкостью живописи.

Русские художники эпохи романтизма до этой поры были представлены эскизом и этюдом знаменитого Карла Брюллова и двумя этюдами Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», приобретенными у брата художника в Риме. Боголюбов, будучи совсем молодым художником, встречался с этими знаменитыми мастерами, и они произвели на него глубокое впечатление.

В 1920-е годы из Государственного музейного фонда, куда стекались национализированные частные коллекции, поступили замечательные произведения Ф. Матвеева, С. Щедрина, О. Кипренского, В. Тропинина, усилившие этот раздел музейной экспозиции. Особую ценность имели также поступившие из Государственного музейного фонда картины замечательных русских художников: А. Саврасова, В. Сурикова, В. Серова, К. Коровина, не представленных прежде в собрании музея.

Начал формироваться и фонд современного искусства. Из того же источника и от самих авторов пришли работы мастеров, искавших в начале нового столетия новых тем и форм в искусстве. Это были работы, как столичных мастеров авангарда: П. Кончаловского, А. Лентулова, К. Малевича, так и их местных их последователей: В. Юстицкого, А. Кравченко, Д. Загоскина, Н. Симона.

В 1920-1930-е годы Радищевский музей не только пополнялся, но и «делился» художественными произведениями. Около 100 полотен русских и европейских художников влились в коллекцию художественно-промышленного музея уездного города Вольска. Рыцарь, некогда, стоявший на страже экспозиции Радищевского музея, археологические древности, минералогические и этнографические коллекции, значительная часть коллекций нумизматики и медалей после ряда музейных преобразований остались в Саратовском краеведческом музее.

В послевоенное десятилетие Радищевский музей комплектовался почти исключительно работами художников «соцреализма», переданными централизованным порядком из столицы. Среди этих картин не было шедевров, только написанные по «соцзаказу» тематические производственные картины и портреты ударников. Но без этих живописных свидетельств времени наше представление об эпохе тоталитаризма не было бы таким достоверным и ярким.

Зато во время «оттепели» и в последующие десятилетия собрание Радищевского музея очень существенно пополнилось произведениями мастеров ХХ века. От наследников А. Лентулова, Р. Фалька, А. Куприна поступили картины и рисунки этих первоклассных художников. В отличие от художников, «колебавшихся вместе с курсом партии», произведения этих авторов не принимались на выставки, их имена замалчивались или подвергались жестокой критике. Некоторые из них отбывали срок в лагерях ГУЛАГа. Бережно сохраненные близкими людьми живописные и графические работы М. Соколова, В. Юстицкого были переданы безвозмездно или приобретены за символическую плату.

Беспрецедентным стал дар наследников саратовского уроженца, яркого представителя русского символизма, Павла Кузнецова и его жены, художницы Елены Бебутовой. Из их московской мастерской в 1971 году в Саратов было привезено более 400 произведений. Картины, созданные П. Кузнецовым на протяжении его полувековой творческой деятельности, составляют уникальную монографическую коллекцию мастера.

В 1970-е годы музей очень существенно пополнился целым рядом произведений живописи, графики и прикладного искусства, находившихся ранее в частных коллекциях М.Ф. Глазунова, Е.П. Разумовой, О.А. Гордеевой. Сейчас трудно представить музейную экспозицию русского искусства рубежа XIX-XX веков без произведений В. Борисова-Мусатова, А. Бенуа, К. Сомова, Н. Рериха, поступивших из ленинградского собрания М. Глазунова. А музейная коллекция прикладного искусства обогатилась на 800 великолепных изделий из фарфора, как европейского, так и русского производства.

В постперестроечные годы поток поступлений в музейную коллекцию превратился в тонкий ручеек. Однако, по-прежнему коллекционеры и любители искусства, художники участвуют в пополнении музейного собрания, приобретают и приносят в дар, главным образом, произведения современных авторов.

Сейчас Радищевский музей имеет сеть филиалов в городе и области. Это и мемориальные дома-музеи В.Э. Борисова-Мусатова и Павла Кузнецова в Саратове, и Картинная галерея в соседнем городе Энгельсе, филиал в городе атомщиков Балаково (здесь экспонируются произведения из фондов Радищевского музея), художественно-мемориальный дом-музей К.С. Петрова-Водкина в маленьком, окруженном меловыми горами, волжском Хвалынске. Демократическая идея А.П. Боголюбова получает дальнейшее развитие, появляются новые «культурные» точки на карте России.

В 2004-2010 годах Радищевским музеем издано три капитальных тома академического каталога собрания: «Русская живопись XVIII–начала XX века», «Зарубежное искусство. Живопись. Рисунок. Скульптура. Шпалеры», «Русское искусство XX–XXI веков. Живопись». В эти издания вошло около 4 000 произведений, большая часть которых была опубликована впервые. Каждый музейный предмет воспроизведён в цвете и сопровождается полным научным описанием.

Новые информационные технологии дают возможность представить все разделы музейного собрания в электронной версии, адресованной самой широкой аудитории.

Публикация полного электронного каталога произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, надеемся, будет способствовать дальнейшей популяризации собрания Радищевского музея.

Людмила Пашкова


Перейти вверх